Страничка учителя-дефектолога

Пункт коррекционно-педагогической помощи

В ГУО «Детский сад № 7 г. Вилейки» функционирует

 ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Учитель-дефектолог ПКПП:  Войтешонок Елена  Викентьевна                                          

 

   Цель деятельности пункта: оказание коррекционно-педагогической помощи воспитанникам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении.

       Задачи ПКПП:

  • изучение особенностей психофизического развития воспитанников с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения воспитанниками требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у воспитанников.

 

       Зачисление воспитанников в пункт осуществляется приказом заведующего на основании следующих документов:

  • заявления законного представителя воспитанника;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Занятия в пункте проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года.

Учитель-дефектолог проводит индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционные занятия.

Периодичность посещения занятий воспитанниками составляет 2–4 раза в неделю. Продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

 

За более подробной информацией Вы можете обратиться

к учителю – дефектологу.

свернуть

График проведения консультаций

График консультаций

учителя-дефектолога Войтешонок Е.В.

в ПКПП ГУО «Детский сад № 7 г. Вилейки»

в 2023/2024 учебном году

 

Дата

Время

Тема консультации

Группа лиц, для которых проводится консультация

 

18.09.2023

 

 

12.30-13.30

              

«Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста»

 

Родители, педагоги

16.10.2023

12.30-13.30

«Межполушарное взаимодействие и речь ребенка»

Родители, педагоги

20.11.2023

12.30-13.30

«Играем – фонематический слух развиваем»

Родители, педагоги

18.12.2023

12.30-13.30

«Игры для закрепления поставленного звука»

Родители, педагоги

15.01.2024

12.30-13.30

«Развитие общей моторики у детей с речевыми нарушениями»

Родители, педагоги

19.02.2024

12.30-13.30

«Говорите с ребенком правильно!»

Родители

 

18.03.2024

 

12.30-13.30

 

«Игры на развитие речевого дыхания»

 

Родители, педагоги

 

15.04.2024

 

12.30-13.30

«Мимическая гимнастика для детей дошкольного возраста»

Родители, педагоги

 

20.05.2024

 

 

12.30-13.30

 

«Речевая готовность ребенка к школе. Профилактика нарушений письменной речи»

 

Родители

 

 

 

свернуть

Возрастные нормы речевого развития ребенка

 

        Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Дети постигают правильную речь долго и постепенно. Для каждого возраста есть своя норма. Зная ее, взрослые могут определить, насколько хорошо развита речь ребенка для своих лет, и есть ли отставание в речевом развитии.

 

Речевое развитие детей 2-3 лет

Речевое развитие детей 3-4 лет

Речевое развитие детей 4-5 лет

Речевое развитие детей 5-6 лет

Речевое развитие детей 6-7 лет

 

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Уважаемые родители! 

    Совместная работа учителя-дефектолога и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребенка.

Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для выработки правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков, которые называются артикуляционной гимнастикой.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 3-5 минут в день.

Все упражнения проводятся в виде игры.

Необходимо заинтересовать ребенка: «Давай поиграем с язычком…»

 

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

 

свернуть

Упражнения для развития речевого дыхания

 

    Дыхательная гимнастика помогает выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Игровые упражнения   помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос;
  • плечи не поднимать;
  • вдох должен быть плавным и длительным;
  • необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
  • многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

 

Упражнения

«Буль-буль»

В стакан, наполовину наполненный водой, опустить трубочку для коктейля и подуйте – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть: «Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан с водой. Если дуть слабо, получаются. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!» По «буре» в воде можно наглядно оценить силу выдоха ребенка и его длительность.

 

«Мыльные пузыри»

Для игры нужна бутылочка с мыльными пузырями. Сначала выдувайте мыльные пузыри сами, предложив ребенку ловить их. Затем попросите малыша выдуть пузыри самостоятельно. Часто выдувание мыльных пузырей оказывается для ребенка довольно трудной задачей и требует некоторой тренировки. Во время этой игры не забывайте о предосторожности: мыльная жидкость не должна попасть в рот или в глаза.

«Ветряная мельница»

Для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на вертушку или лопасти игрушки.

 

 

    «Футбол»

Из кусочка ваты скатайте шарик – это мяч. На столе на небольшом расстоянии расположите два кубика или карандаша – это ворота. Ребенок дует на «мяч» , пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками или карандашами.

 

«Бабочка»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек.

К каждой бабочке прикрепите нитку. Бабочек на нитке держите на уровне ребенка. Затем предложите подуть на бабочек длительным плавным выдохом, чтобы они «полетели».

 

 

свернуть

Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники

 

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

    Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро их запомнить. У некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

  Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

   Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 

   Детям младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.

Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Изображается травка, солнышко, ласточка, домик. Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания.

Попробуйте сами и увидите результат!

 

Предлагаю вашему вниманию несколько готовых мнемотаблиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста посредством кинезиологических упражнений

 

    Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга.

    Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями.

Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

  • инфантильность;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • задержка умственного развития;
  • поведенческие нарушения;
  • моторная неловкость;
  • логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).

    Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения. Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга, Повышается уровень развития.

    Основные задачи кинезиологии:

  • балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;
  • развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;
  • развитие речи, навыков письма и чтения;
  • формирование навыков для обучения;
  • повышение продуктивности деятельности;
  • раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста;
  • формирование пространственных представлений;
  • формирование произвольности;
  • снятие эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона.

    При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения.

Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

  • основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;
  • все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время;
  • заниматься ежедневно;
  • занятия должны быть оформлены в виде игры;
  • продолжительность занятий от 5 до 20 минут;
  • одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

Перейдите по ссылке и попробуйте повторить с Вашим ребенком некоторые упражнения.

Кинезиологические упражнения

свернуть

Обогащаем словарь дошкольника

 

   Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным он придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями

   Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей:

  • словарь ограничен в количестве;
  • имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи);
  • в словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт);
  • в речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Как развивать словарь ребенка?

   Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

  • обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
  • уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);
  • активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);
  • устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так ребенок  познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

Игры и упражнения для развития словаря 

Упражнения с существительными

Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д. Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

Упражнение с глаголами

Попросите ребенка ответить на вопросы:

  1. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
  2. Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
  3. Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)
  4. Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)

Упражнения с прилагательными

Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)

Упражнения с наречиями

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы): Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно) Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно). Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

 

Помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи. Больше беседуйте, разговаривайте по дороге домой из детского сада, читайте с ребенком книги и обсуждайте прочитанное, побуждайте ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего ребенка будет грамотной и красивой.

 

свернуть

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

 

    Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Если речь школьника недостаточно развита, могут возникнуть проблемы в обучении письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения).

      До поступления ребенка в школу следует обратить внимание на следующее:

  • Состояние звукопроизношения.

Ребенок  к шести – семи годам должен  четко произносить все звуки.

  • Состояние фонематических процессов.

Умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-да-та.

  • Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

  • Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, милиционер и т.п.

  • Состояние словарного запаса.

Объем словаря детей 6-7 лет различен. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от социума, в котором он воспитывается. Однако в среднем словарь ребенка к 7 годам достигает 5000 слов.

  • Состояние связной речи.

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.

  • Развитие мелкой моторики.

Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста;  игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и расстегивание пуговиц; завязывание шнурков, развязывание  узелков  на  шнурках;  раскрашивание, штриховка,   рисование, нанизывание  бус, бисероплетение и многое другое.

  • Состояние пространственных функций.

Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.), умение ориентироваться на листе бумаги.

  • Развитие коммуникативных функций.

Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми.  

  • Развитие психических процессов.

Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания, памяти, мышления. Их можно купить, можно найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд  слов или предметов; «назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель); умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).

 

    Важно не учить ребенка читать, а развивать его речь. Не учить писать, а создать условия для развития мелкой моторики.

Намного важнее, чтобы ребенок был общительным, любопытным, не боялся высказывать свое мнение, отвечать на вопросы учителя, логически мыслил, хорошо пересказывал, фантазировал и воображал.

 

Уважаемые родители!

Внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.

свернуть

Проводим время с ребенком с пользой!

 

    Прогулка – идеальное время для общения с ребенком.

Предлагаю Вам несколько вариантов игр на развитие слухового и зрительного внимания, мышления, словарного запаса и связной речи.

«Отгадай слово»

 Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус) и т. д. Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.

«Рифма»

  Вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. А почему бы вам вместе не поиграть на прогулке в рифмы? Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например: «дом-лом», «гора-нора», «мост - рост» и т. д. И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.

«Удивительная история»

   В этой игре нужно будет сочинить рассказ о том, что вы увидите с ребенком на прогулке. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно.

Игра «Веселый счет»

   Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, столбы, окна) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д.

 Игра «Все сделал»

   Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил.

Игра «Исправь предложение»

Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) Пол бежит по кошке. Наташа жила у ежика.  Катя ужалила осу и т.д.

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - Шкаф, кастрюля, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….

Игра «Назови ласково»

Например: синица – синичка, кошка-кошечка…

Игра «Какой? Какая?»

Подобрать как можно больше признаков к предмету: лиса (какая?)… , белка (какая?)…, заяц (какой?)….

«Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

 

Играйте и не забывайте хвалить своего ребенка!

свернуть

Интерактивные игры для автоматизации звуков

Для закрепления правильного звукопроизношения в интересной форме можно использовать интерактивные игры, которые вы найдете по ссылке 

https://vini.by/

https://logointeres.ru/

https://logoped-defektolog89.ru/p89aa1.html

 

или с помощью QR-кода

 

                        

 

 

 

 

 

свернуть

Игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

 

Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения по лексическим темам, которые помогут в развитии речи вашего ребенка. Задания носят тематический характер, материал построен от простого к сложному. Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить связную речь, внимание, вербальную память, мелкую моторику.

Лексические темы

Транспорт

Свойства и качества материалов

Профессии

 

Для занятий дома можно использовать альбом Н. Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/20/teremkova_1.pdf

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/20/teremkova_2.pdf

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/20/teremkova_3.pdf

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/20/teremkova_4.pdf

свернуть