Родителям

Перечень основных товаров (минимальный набор), рекомендуемых для приобретения родителями (законными представителями) с целью посещения воспитанниками учреждений дошкольного образования

Карандаши цветные (6 цветов, 24 цвета);
карандаши графитные (2М-3М);
пастель (24 цвета);
мелки восковые (12 цветов);
мел цветной и белый для рисования на доске;
фломастеры (6 цветов, 12 цветов);
краски гуашевые (6 цветов, 12 цветов), акварельные (12 цветов);
палитра разной конструкции;
стакан-непроливайка для воды (клея);
губка для смывания краски с палитры;
кисти (круглые, плоские № 3–5, № 8–10);
салфетки;
пластилин (12 цветов);
стеки разной формы;
дощечка для работы с пластилином;
наборы бумаги (разного цвета, вида, фактуры, плотности, размера);
наборы картона (разного цвета, вида, фактуры, плотности, размера);
ножницы с тупыми концами (для праворуких, леворуких детей);
альбом с мелким рисунком для подготовки руки к письму;
трафарет для подготовки руки к письму;
кассы цифр, букв и слогов;
предметы для счета (палочки, геометрические фигуры и др.);
веера математические (с цифрами от 0 до 9, от 0 до 20);
расческа;
щетка зубная;
паста зубная;
пижамный комплект для сна;
спортивные комплекты для физкультурных занятий (в помещении
и на улице);
обувь (спортивная для физкультурных занятий (в помещении и на
улице), для музыкальных занятий (чешки), сменная (босоножки,
сандалии, туфли).

свернуть

Страничка будущего школьника

Страничка будущего первоклассника

Готовность ребёнка к школе

 Не за горами 1 сентября, когда ваш ребенок пой­дет в школу. Волнуетесь вы все: мамы и папы, бабушки и дедуш­ки, воспитатели детского сада и педагоги. Как будут учиться вос­питанники? И всем взрослым хочется, чтобы ребенок в школе прекрасно учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадо­стен. А для этого вам необходимо ему помочь, подготовив к обучению в школе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ:

  1. Желание получать знания (внутренняя позиция - мотивация к обучению).
  2. Умение нормально общаться со сверстниками.

            Необходимо немного изменить отношение к ребенку, чтобы он почувствовал свою "взрослость", что он переходит на новую ступень - ШКОЛЬНИК!!!! Ребенку нужно доверять, требовать, но не жестко, выполнения каких-то действий, разговаривать с ним как со взрослым.

            Очень важна так же ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ:

  1. Зрительный анализ - уметь обобщать, классифицировать (например, предметы в группы), иметь образное мышление.
  2. Иметь навыки чтения (и понимать. что прочел), письма, счета (всё это понемногу). Уметь делать звукобуквенный анализ слова.
  3. Уметь пересказывать!!!!!!!! (если не самим прочитанный текст, то прочитанный ему текст должен пересказать точно!)
  4. уметь составлять рассказ по картинке ( не менее 5 предложений).
  5. Должна быть развита вербально-механическая память - это знание стихов (не менее 5-8).
  6. Уметь выполнять графические узоры со слов учителя (отступили 2 клеточки, 2-вверх,3-вниз и т.д.)
  7. Зрительно-моторная координация - глаз видит - рука делает, ну а если ещё и ухо слышит, так это совсем замечательно.
  8. Выполнять пошаговую инструкцию учителя!
  9. Выполнять требования учителя на уроке (отличать игру от учебы) - это называется учебная задача. 10. Умение сосредоточенно заниматься 30 мин.

Ещё детки должны обладать ВЫСШИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ФУНКЦИЯМИ: 1. Память

  1. Внимание
  2. Речь
  3. Восприятие

В ЭМОЦИАНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ развита должна быть:

- адаптация в коллективе (дома, если это нужно, подавлять всплески эгоизма, дать возможность самостоятельных "разборок" со сверстниками).

Если из всего выше перечисленного, ребенок чего-то не умеет, не знает, то это не значит, что его не примут в школу!!!!! Просто в таком случае они предупреждают, что его адаптация может проходить сложнее...

            На данном этапе хвалить за успехи (красиво написал, правильно выполнил задание и проч.). НИКОГДА НЕ РУГАТЬ ЗА НЕУДАЧУ (не получилось, неправильно сделал), потому что тем самым отбивается желание учиться!!!!!

            Ребенок должен принимать АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ в подготовке к школе. Дать ему возможность выбрать ручки, тетради, ластики и даже ранец!!!!!!

            Тренировка внимания:

            Внимание — вещь коварная. До сих пор психологи не могут между собой договориться о том, существует ли оно в действительности, и если да, то что же это такое. В самом деле, память нужна для того, чтобы запоминать, и раскрывается в воспоминаниях, мышление служит для решения задач, речь проявляется в словах и предложениях. А внимание не существует само по себе и не приносит никакого отдельного результата, однако его отсутствие резко ухудшает результаты той деятельности, которой занят ребенок. И если трудно определить, что же такое внимание, то все легко представляют себе, к чему приводит рассеянность — помните "Человека рассеянного" С. Маршака?

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки,

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

            В школе много рассеянных детей, и это очень сильно вредит им в учебе. Рассеянность проявляется по-разному: в не различении существенного и второстепенного в заданиях, в неспособности концентрироваться на их выполнении, в пропуске собственных ошибок при контроле. Ошибки "по невнимательности" бывают очень обидными и часто приносят много огорчений способным, но не собранным детям. Важно помнить, что школьное обучение, хотя и становится более мягким, все-таки построено на оценках, и едва ли невнимательность может быть оправданием объективно слабых успехов ребенка.

            По своим проявлениям внимание близко и к памяти, и к произвольности. Внимать —значит вбирать в себя действительность. Но сложность состоит в том, что это вбирание ограничено по объему (одновременно объектом внимания может быть, как и в памяти, 7 плюс-минус 2 объекта). Поэтому оно избирательно, то есть, сосредотачиваясь на одном, ребенок должен одновременно отвлекаться, выпускать из поля внимания другое. Следовательно, тренировка заключается прежде всего в стремлении следовать инструкциям, придерживаться установленных связей.

            Внимание характеризует и личность ребенка в целом, его способность планировать, предвидеть результаты, избегать ошибок, оно отражает характер и темперамент ребенка и в этом смысле, конечно, с трудом поддается воспитанию. Однако можно и следует тренировать внимание в отдельных видах деятельности. Игры, упражнения и задания для развития внимания мы предлагаем ниже. При подборе мы отдавали предпочтение тем, которые не требуют специального оборудования или помещения и могут быть проведены как в помещении, так и на улице.

Вырабатываем уверенность, развиваем мышление

            При оценке мышления школьника желательно обратить вни­мание на его логичность и глубину, скорость и неординар­ность. Попросите (или заинтересуйте для начала) сына\дочь рассказать свои впечатления о фильме, книге или любом собы­тии в его жизни, о чем осталось у него яркое впечатление. Таким образом вы будете развивать навык выступлений перед аудиторией, повышая тем самым его чувство уверенности в се­бе, снижая тревожность и напряженность.             Хорошо развивают абстрактное и ассоциативное мышление загадки и поговорки, пословицы и "крылатые" выражения. Пы­таясь что-то разгадать или объяснить, ребенок выявит свой реальный уровень интеллекта и отдельные свойства своего ума. Некоторые, наиболее сложные выражения, можно объяснить ре­бенку папе или маме, а спустя некоторое время спросить его о понимании их. Родителям, желающим развить у школьника ориги­нальное и неординарное мышление, можно посоветовать поре­шать задачки из специальных сборников упражнений на сообра­зительность.

            Хотелось бы предостеречь родителей от любых крайностей в их отношении к ребенку. Не стоит без необходимости с ним сюсюкаться, но и чрезмерное психологическое давление - тоже не самый удачный вариант поведения. Старайтесь, чтобы подго­товка шла без перенапряжения и дискомфорта, используйте по­больше игровых элементов.

            В течение всего лета (и не только лета) неплохо бы пе­риодически учить наизусть стихи, особенно те, которые понра­вились самому школьнику, например, о природе, о дружбе, бас­ни и т.д. Можно сделать своеобразный контроль за надежнос­тью запоминания новой информации - спросить стихотворение спустя 3 дня, 7, 14, 30 и т.д. Опять же ребенку будет прият­но думать, что знание большого числа стихов (и не только их) - это еще один повод уважать самого себя, чувствовать себя еще немного более эрудированным, культурным, похожим на "ум­ных и важных взрослых".             Если вам трудно разобраться в своем ребенке, найти по­рой к нему правильный подход, понять истинную подоплеку проблемной ситуации, то вы можете посоветоваться с психоло­гом, психотерапевтом или психоаналитиком. Или сами поискать нужное вам знание в литературе: Торре А.Д. "Ошибки родите­лей", Соловейчик С. "Учение с увлечением", Сухомлинский "О воспитании", Данаилов Г. "Не убить Моцарта", Добрович А. "Воспитателю о психологии и психогигиене общения", "Одарен­ные дети", Леви В. "Нестандартный ребенок".

            Заведомо ясно, что очень энергичные и активные дети в детском саду будут вынуждены снизить интенсивность своей ак­тивности в школе, а очень спокойные, несколько замкнутые и неуверенные в себе, наоборот, повысить уровень своей жизне­деятельности, чтобы в большей степени "вписаться" в обста­новку. Предварительно и постепенно детей каждого из этих ти­пов желательно настраивать на новый лад, исподволь вырабаты­вая привычку быть и дисциплинированным и общительным.

Развиваем интеллект

            Интеллектуальная готовность к школе подразумевает наличие определенного запаса знаний, развитие внимания, ориентировку в окружающем мире, способность обобщать, сравнивать, классифицировать предметы, объекты и явления. Эти качества развиваются именно благодаря познавательной активности, бурлящей в ребенке. Такие знания и навыки, полученные из удовлетворения детского любопытства, прочно ложатся в сознании.

Экспериментирование              Познавательную активность надо поддерживать и не давать ей угаснуть. Для этого можно использовать простой, но действенный метод – экспериментирование [1]. Можно задаваться вопросом и вместе искать ответ. Например, «какие семена дадут быстрее всходы: проращенные или нет?», «какая веточка распустится быстрее: в теплой или холодной воде?». Дети очень любят волшебство, фокусы и «придумки», поэтому вы можете играть и развиваться одновременно.  Одна девочка спросила у мамы:

– Откуда берется снег?

– А ты как думаешь?

– Я думаю, что это борода Деда Мороза или… перья очень белой птицы.

– А разве перья могут таять? – Конечно!

            И тогда мама решила провести эксперимент. Она взяла два стакана. Вдвоем с дочкой они наполнили снегом один, а перышками из подушки другой, поставили на окошко и стали ждать. Через некоторое время «снег» в одном стакане стал наполняться водой (таять), а другой по-прежнему оставался белым и пушистым. Каково было удивление девочки, когда она вдруг открыла для себя, что снег «сделан» из воды и поэтому может растаять, а перышки никогда не растают, потому что они совсем из другого материала.

            Этот простой эксперимент пробудил в девочке такое любопытство, что она активно начала интересоваться природой, животными, живыми и неживыми предметами. Эти знания она получила сама и любопытство, удовлетворенное таким образом, породило интерес к другим областям знаний.

            Дети очень любят игры с водой. Окрашивание воды тоже эксперимент и игра одновременно. Предложите ребенку раскрасить воду в разные цвета. Вам потребуются краски, баночки или прозрачные стаканы и желание поиграть вместе с ребенком. Капая краску в воду и смешивая ее, вы вместе можете открывать свойства цветов и закономерности их появления.              Экспериментировать можно и с другими материалами. Сейчас в продаже имеется большой выбор «наборов для творчества»: цветной песок, аппликация, вышивание, мозаика. Особенный интерес представляет работа с гипсом. От того, как ребенок замесит раствор, зависит вес изделия, контуры и хрупкость. А это важно, если должна получиться, например, фигурка-магнит. Если раствор густой, магнит будет тяжелым и не сможет держаться на металлической поверхности, он все время будет сползать вниз. От того, какие краски будут использоваться, зависит внешний вид изделия.

            Незаметно для себя ребенок учится наблюдать, делать выводы, сравнивать, обобщать и анализировать. Если мы понимаем под развитием интеллекта обогащение разнообразной информацией или овладение навыками счета, то должны помнить, что знания ради знаний не принесут малышу пользу хотя бы потому, что он ими не пользуется, а следовательно они будут лежать бесполезным грузом в его сознании.

Сюжетно-ролевая игра

            Как это ни удивительно, но богатые возможности для интеллектуального развития таит в себе сюжетно-ролевая игра. Она является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Если раньше игрушки, а также их заместители были опорой в игре – то к шести годам дети перестают в них нуждаться. Ребенок переходит к качественно новому мыслительному процессу – образному мышлению. Например, играя в театр, дети могут включать в игру зрителей и критиков, контролеров, продажу билетов и само представление. Дети комплексно отображают социальные роли и целый процесс под названием «театральная жизнь». Играя, они производят многие действия в уме. Согласитесь, очень сложно быть гардеробщиком и артистом одновременно, да еще контролировать события всей игры. А это является свидетельством того, что ребенок способен видеть целостную картину разыгрываемой ситуации, что собственно и является одним из аспектов умственного развития.

Конструирование             Любимым детским занятием по-прежнему остается конструирование, которое становится все более сложным. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна, т.к. в ней задействуется и одновременно развивается пространственное мышление и волевые процессы.              Самый популярный конструктор – «Лего», детали которого скрепляются между собой. Наземные конструкции – крепкие и могут быть использованы для сюжетно-ролевой игры. Есть еще конструкторы типа «Архитектор». Он состоит из больших деревянных или фанерных блоков. Из него можно строить целые города и разворачивать стратегическую игру.              Конструировать можно не только из конструктора, но и других материалов (столы и ширмы, бумага и картон). Очень интересно и полезно конструирование из более пластичных материалов, например из мокрого песка.

            Создавая что-то из конструктора, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, иногда крупным, а иногда и очень мелким. Такая деятельность также развивает ловкость рук и мелкую моторику.

            Игры на улице помогают в развитии образного и пространственного мышления. Дети строят плотины из песка, тоннели из снега, шалаши из того, что попадется под руки. В таких играх они учатся планировать свои действия, соотносить образ постройки с реальным сооружением, целенаправленно доводить начатое дело до конца.

Головоломки и загадки

            Желание думать, искать решение, проявлять настойчивость развивают головоломки, загадки, задачки-шутки, а также игры на составление целого из частей. Можно использовать не только игры типа «Танграм», но и обычные спички и палочки. Из них можно строить конструкции и «рисовать» картины. Такие игры лучше подготовят ребенка к школе, чем бесконечное выполнение заданий в тетрадях по указанию взрослых. Покупая детские кроссворды, убедитесь в том, что ребенок владеет грамотой, а вопросы и задания соответствуют возрасту. Дело в том, что слишком сложные задания могут убить желание искать правильные ответы, а слишком легкие быстро станут неинтересными. Итак, интеллектуальная готовность к школе – это не просто развитие навыков счета, письма и чтения. Это готовность детского ума к принятию самостоятельных решений, умению анализировать, которая базируется на высокой познавательной активности.

Воспитываем волю

            Кроме развития умственных способностей, важнейшим условием готовности к школе является так называемая волевая готовность, т.е. способность ребенка действовать по правилам и добиваться своей цели.

            В настоящее время на прилавках магазинов можно найти разнообразные методические пособия, в которых детям предлагают обводить разные картинки и буквы по точкам, дорисовывать фигуры, штриховать картинки и пр. Все это, конечно же, отрабатывает определенные навыки, но не больше.

 Продуктивная деятельность

            Для воспитания волевых качеств большие возможности таит в себе насыщенная продуктивная деятельность. В дополнение к аппликации, лепке и рисованию на прилавках можно найти наборы для вышивания, вязальные машины, ткацкие станочки и т.п. Такие занятия требуют внимания, терпения и целеустремленности, а это, как известно, важнейшие компоненты школьной готовности. После кропотливой, но интересной работы ребенок испытывает величайшую гордость за себя. Главное, чтобы она лежала не в сфере взрослых интересов, а в сфере интересов самого ребенка. Дошкольник начинает учиться играя. Сначала рождается интерес к самому процессу, затем к получению результата. К такой деятельности он сначала относится как к игре с определенными правилами. И незаметно для себя овладевает учебными действиями. Появляется желание учиться, т.е. осваивать новое для себя. И хорошими помощниками в подготовке детей к школе могут быть разнообразные наборы для детского творчества: для вышивания, аппликации и всевозможных поделок из разного материала. Например, наборы для вышивания имеют в комплекте нитки, холст, иголку (причем иголка может быть как обычной, так и большой и пластмассовой). Учитывая возраст ребенка, подбирайте сложность рисунка, толщину нитки и т.п. Четко придерживаясь правил выполнения рисунка и последовательности действия, ребенок получает красивый и практичный результат, который можно использовать; например повязать шарфик кукле или накрыть ее покрывальцем.

            Также интересны наборы для рисования цветным песком. Подобные занятия можно организовать и самостоятельно. Для этого вам потребуется пластилин, лист картона и крупы, которые имеются в доме. Аккуратно раскатайте по картону пластилин ровным слоем, карандашом нарисуйте на нем рисунок, а затем вместо красок используйте крупу. Дети с удовольствием создают шедевры из такого материала.

Игры по правилам

            Еще одним методом развития воли ребенка, а значит и волевой готовности к школе, являются игры с правилами. Это могут быть подвижные и настольные игры. Игры с правилами способствуют развитию умения делать то, чего делать не хочется. Они помогают научиться ставить цели, принимать самостоятельные решения, прикладывать усилия и преодолевать трудности на пути. И самое главное – оценить результат своих действий и принимать свой проигрыш. Именно в игре с правилами востребована и развивается произвольность, т.е. возможность осознанного управления собой.

Настольные игры

            6–7 лет – это возраст расцвета настольных игр. Все зависит от того, как часто в семье или детском саду дети играют в такие игры, как «Лото», «Домино», «Гусек» (с игральным кубиком) и др.              «Лото». Варианты этой игры разнообразны. В комплекте могут быть традиционные бочонки с цифрами, карточки с животными, растениями и т.п. Ведущий показывает маленькие карточки поочередно, а играющие находят такие же у себя на больших картах и закрывают их маленькими. Победа достается тому, кто первым закроет свои окошки.              "Гусек". Игра имеет сюжет, отраженный на игральном поле, которое представляет собой дорогу с препятствиями. Играющие поочередно бросают кубик и «ходят». На пути встречаются трудности, которые могут вернуть игрока на несколько шагов назад, а то и к старту. Побеждает тот, кто, минуя все преграды на своем пути, первым доберется до финиша. Главное – действовать по четко установленным правилам, которые необходимо соблюдать на протяжении всей игры. Если кто-то из участников их не придерживается, то выбывает из игры. Необходимо иметь выдержку, чтобы выполнять правила, а это может быть сложно. При покупке такой игры старайтесь выбирать понятный ребенку сюжет.

            В настоящее время в продаже имеются усложненные варианты этой игры, помогающие ребенку закрепить определенные навыки, например навык счета. Но такие умственные действия могут увести ребенка от самой игры и затмить ее напряжение и азарт. Главное, чтобы игра оставалась игрой и не была перегружена математическими задачками или чтением слов.

Выявляем мотив

            Но все же главной проблемой при подготовке ребенка к школе является его желание учиться, т.е. мотивационный компонент. Именно это самая распространенная трудность. Около половины детей 6–7-летнего возраста не хотят идти в школу или утрачивают это желание в первые месяцы учебы. Как ни странно, но это результат усиленной подготовки со стороны взрослых.             Интересно, что дети, играя в школу с разной позицией школьника, по-разному проявляют себя. Дети, у которых внутренняя позиция школьника сформирована, играют в учеников; а дети, у которых она не сформирована – в учителя, в перемены, в приход и уход из школы.  Для развития мотивационной готовности хорошо играть в ролевые игры со школьными сюжетами. Дети берут на себя роли (учительницы, ученика, мамы и т.д.) и разыгрывают учебный процесс. Они с удовольствием играют в то, как просыпаются и собираются в школу, как занимаются и бегают на переменках, стараются, выполняют домашние задания и получают пятерки за хорошие ответы.

            Как известно, хорошо учатся не те дети, которые хорошо читают, считают и рисуют, а те, которые хотят чему-то научиться. И формируется эта мотивационная готовность именно в общении со взрослыми.

Создание мотивации к учебе через сказкотерапию

Кораблик

            Возраст: 6 –9 л. Направленность: Нежелание учиться. Негативное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.  Ключевая фраза: «Не хочу учиться!».

            Жил был маленький глупенький кораблик. Он все время стоял в гавани и никогда не выходил в море. Кораблик лишь наблюдал за другими кораблями, как они покидали гавань и уходили в бескрайнюю даль, туда, где сливается небо с горизонтом. У каждого корабля был свой путь, они много знали и хорошо умели ориентироваться в бескрайних просторах. А потом, когда странники возвращались, их радостно приветствовали люди, а наш маленький кораблик стоял и лишь с грустью наблюдал за ними.

            Хотя он и был смелым и не боялся бури, но он страшно не хотел учиться. Поэтому он мог заблудиться в далеком море. И вот однажды, насмотревшись на другие корабли, кораблик решил: «Подумаешь, зачем мне много знать, ведь я смелый, и этого хватит, чтобы выйти в море». И отправился он в путешествие. Его сразу подхватило волной и понесло в открытое море. Так плавал кораблик несколько дней. Ему уже захотелось вернуться в гавань, он представил, как радостно его будут встречать после путешествия. Но вдруг он понял, что не знает обратного пути. Он стал искать знакомый маяк, по которому ориентировались другие корабли, но его не было видно.

            Тут стали надвигаться тучи, все вокруг стало серым, море сердитым - надвигалась буря. Кораблику стало страшно, и он начал звать на помощь, но рядом не было никого. Тогда кораблик загрустил и начал жалеть о том, что не хотел учиться, так бы он давно уже вернулся в свою гавань.             И вдруг вдали он увидел слабый огонек, кораблик решил плыть к нему, и чем ближе он подплывал, тем яснее видел огромный корабль, который плыл домой. Он понял, что маленький кораблик потерялся и что ему нужна помощь.

            Большой корабль взял его с собой, и, пока они плыли, рассказывал кораблику все, что знает сам, а кораблик все старался запомнить, ничего не упустить. Он понял, какую ошибку допустил, когда не хотел учиться. Ему захотелось стать очень ученым и помогать другим кораблям. Пока кораблик плыл с кораблем , они сдружились, и кораблик очень многое узнал. Так они скоро вошли в гавань. Плохая погода развеялась, море стало спокойным, небо чистым, ярко светило солнышко.

            И тут вдруг кораблик увидел, как на причале уже собрались люди и встречали корабли. Играла музыка, настроение у кораблика стало хорошим, он даже стал гордиться собой: ведь он столько всего преодолел и узнал.

            С тех пор кораблик стал много путешествовать и каждый раз приобретал новые знания, а когда возвращался - его радостно встречали люди и другие корабли, его не считали уже маленьким и глупеньким корабликом.

Вопросы для обсуждения:

Почему Кораблик не хотел учиться?

Почему Кораблик потерялся?

Что понял Кораблик в результате своего приключения?

 

Ребенок с картинки

            Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что родители школьника (вольно или невольно) рисуют себе карти­ну будущего своего ребенка, а если он почему-то ей не соот­ветствует, решают, что сын или дочь "валяют дурака", что стоит только поднажать и все встанет на свои места. Такой родитель как бы говорит: "Ты мне не нравишься. Если не изме­нишься, не буду тебя любить".

            Именно это чувствует ребенок! У него неизбежно возни­кает мысль, что сам по себе он не представляет никакой цен­ности. Вот если бы мог делать то-то и то-то - другое дело, а так - полнейшая никчемность, и только. Это ощущение застав­ляет мучительно искать выход, как-то компенсировать утерян­ную веру в себя. Тут-то и формируются искаженные формы пове­дения ("малыш", "крутой", "образцовый", "принц", "золушка" и т.д.), которые очень трудно преодолеть в дальнейшем.

            Не создавайте, дорогие родители, имидж "образцового ученика", даже если ваш ребенок действительно очень способ­ный. Иначе он будет полностью зависеть от похвалы и поддер­жки. Одобрение и восхищение окружающих может стать для него самоцелью, а любой мелкий промах будет восприниматься как позор. Ребенок начнет бояться ошибок, будет делать только то, что обеспечивает положительный результат, избегать ново­го, станет завистливым и ревнивым. Дома будет перечислять не только свои пятерки, но и двойки одноклассников.

При чрезмерной опеке у ребенка формируется имидж "малы­ша". Во всем, что он будет делать, будет присутствовать своеобразный вызов: "Ведь я еще такой маленький - мне все можно!" Такой "малыш" вовсе не хочет взрослеть. В основе его капризов лежит страх потерять любовь близких. Ведь он уже убедился: чем старше становишься, тем труднее заслужить одобрение, которое раньше с радостью давалось просто так, за то, что он есть. Ребенок хочет заставить окружающих счи­таться с ним, как с маленьким, и поэтому капризничает, гово­рит жеманным, тонким голосом, картавит, требует особого вни­мания. Есть риск возникновения инфантильности и истероиднос­ти, эмоциональной неуравновешенности как черты характера.  При чрезмерной строгости ребенок может стать "крутым", когда он в присутствии взрослых отличается весьма примерным поведением, а без них - весьма раскованным. Может вырасти неформальный лидер негативного плана.

            "Принц" ставит в прямую зависимость величину своих дос­тижений (и просто каких-либо поступков и действий, способ­ных вызвать одобрение взрослых) и размер вознаграждения. Может получиться эгоист, черствый и равнодушный человек. "Золушка" отличается комплексом неполноценности, неуверенности в себе и своих силах из-за периодического несоот­ветствия собственных достижений ожиданиям родителей. Выход из ситуации может быть найден ею в виде несуществующей бо­лезни, заставляющей родителей делать ребенку льготы и скидки или же в различного рода агрессивных действиях по от­ношению к более слабым.

            Чем серьезнее вы, мамы и папы, отнесетесь к подготовке вашего ребенка к школе в этом году и во все последующие, вплоть до окончания школы, тем больше шансов будет у него сохранить свою психику в этом стремительном и бурном водово­роте современной напряженной

 Готовим к школе... родителей

            Подготовка к школе ребенка - это, как говорится, полдела. Вторая половина - это подготовка самих родителей. Кроме шуток: когда в одном садике задали вопрос, какая проблема волнует пап и мам при подготовке их детей к школе, родители ответили, что самыми неподготовленными чувствуют себя они сами…

            А собственно, в этом нет ничего удивительного: ведь раньше они были родителями грудничка, потом родителями дошкольника, а теперь становятся родителями школьника. Это тоже важный этап, требующий подготовки!

            Прежде всего, уважаемые мамы и папы, запомните главное отличие школы от детского сада: как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует прежде всего развить у ребенка умение заниматься - в смысле ЗАНИМАТЬ СЕБЯ самому. А для этого, опять же, не лишайте ребенка самостоятельности. Не навязывайте ему постоянно свое общество. Даже если вы идете в тот же магазин, не тащите дитя с собой насильно (и не оставляйте насильно дома, если он вам не так уж и помешает). Спросите: "Пойдешь со мной?" Разумеется, тут же договорившись, что ребенок не будет в магазине ничего клянчить сверх меры - если ваш малыш способен договариваться на такие темы.

            Научите ребенка не просто получать самостоятельность, а еще ею пользоваться. В конце концов, мама должна быть уверена, что ребенок сумеет днем остаться дома один и как минимум сам поесть готовый обед. А для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что-то делать самостоятельно уже в детском саду. Разумеется, все хорошо в меру. И вовсе необязательно, скажем, бросать ребенка одного на весь день; но стоит научить его при необходимости оставаться одному на какое-то время дома - при этом чтобы он умел соблюдать основные принципы безопасности. Ведь если не начать это лет в пять, то можно добиться другой крайности, как к примеру, в одной семье, где девочка смогла оставаться дома одна только тогда, когда ей исполнилось лет тринадцать…

            Потом, готовясь стать родителями школьника, подумайте и о до сих пор сохранившемся диспуте: кто должен воспитывать ребенка - семья или школа? Школа, как правило, будет всячески отбояриваться от воспитания вашего ребенка, говоря, что ее цель - только дать знания, а уж вы… Честно говоря, что бы ни думали по этому поводу педагоги, их можно понять: они в рамках учебной-то программы не успевают планы и отчеты писать! Вообще "правильный ответ" на этот вопрос логически можно сформулировать так: в воспитании участвуют одновременно и семья и школа, и вся прочая окружающая жизнь. И то, что имеет место противопоставление школы и семьи - уже само по себе не очень хорошо.

            Поэтому как минимум половина дальнейшего воспитания остается на вас, в семье (а как же, собственно, иначе?) Как минимум, "за вами" - задача развить у ребенка умение общаться в коллективе (хотя бы в семье), его психологическая и эмоциональная устойчивость, готовность к трудностям, умение за себя постоять (причем адекватно, а не с помощью упреждающей агрессии). В частности, "бунтарский дух", так умиляющий многих родителей, в школе не пройдет: ребенка будут постоянно "ставить на место". Учителя - в административном порядке, а дети - с помощью обструкции, и в результате ребенок получит стойкое отвращение к школе, к учебе , к коллективу вообще, а то и к жизни в целом. Да, мы говорили о том, что в ребенке нужно формировать личность с помощью индивидуального подхода. Но пожалуй, в школе одно из основных умений - не теряя индивидуальности, суметь при этом вписаться в коллектив…             Также очень важно сформировать у будущего ученика… готовность к грубости, несправедливости и неправоте взрослого. В частности, ребенка стоит научить с одной стороны, не раболепствовать перед педагогом, а с другой стороны, в каких-то ситуациях не лезть на рожон, доказывая во что бы то ни стало свою правоту. Да, есть такая поговорка: "Из двух спорящих виноват тот, кто умнее". Так разрешите ребенку иногда именно так стать умнее: да, в принципе учителю можно в ответ показать кукиш, но в кармане. И это вовсе не двуличность, не лицемерие, а то, что называется дипломатией: умение, оставаясь при своем мнении, скрывать свои истинные чувства. Умение, если хотите, искусно сыграть подчинение.             И разумеется, не пугайте ребенка школой - мол, ты не умеешь сам есть, одеваться, рисовать, читать; учись, не то пойдешь в школу, тебе покажут!.. Cтрах - далеко не лучшая мотивация для ребенка в любом случае, а уж перед школьной жизнью - и подавно… Вообще ребенок к этому возрасту испытывает биологическую потребность в дополнительных знаниях! Поэтому как минимум не обрубайте его вопросы жестким "потом узнаешь" или "в школе тебе расскажут". Кто их знает, о чем и как там расскажут? А вот начать выдавать ребенку какую-то информацию, сказав, что "а подробнее ты непременно узнаешь в школе" - это уже более действенная мотивация.

            Не волнуйтесь по тому поводу, что, мол, ребенок может не выдержать возросшей в школе нагрузки. На самом деле самая тяжелая нагрузка - это необходимость отсидеть в общем без движения 45 минут урока (и то практически во всех школах в первых классах сейчас уроки примерно по 30 минут, причем с "физкультурной минуткой" посреди урока, да и к поведению первоклашек хороший учитель относится не так строго, не заставляет их сидеть без движения…) Другая возможная проблема - возросшее количество обязанностей, более жесткий контроль знаний. Но если в школе это делается постепенно (и кстати, столь же постепенно увеличиваете требования к ребенку и вы дома, в семье) - то и эта проблема будет решена без особых травм для малыша.             Есть и еще одна причина тайной боязни родителей того времени, когда их ребенок пойдет в школу: в общем-то, бессознательно этот момент воспринимается как еще одна ступенька… к старости родителей. Ведь когда ребенок рождается - независимо от возраста его родители называются "молодыми". Когда женщину спрашивают, сколько ей лет, а она отвечает, что ее ребенок только пошел в детский сад - тоже понятно, что она еще не старая, раз у нее отпрыск не очень большой. А когда мама (чаше это волнует мам, нежели пап) про себя понимает "Боже, у меня ребенок уже в школу ходит" - то неважно для ее бессознательного, в какой класс - в первый или в десятый, все равно иная мама тут же ощущает, что теперь уже и до внуков недалеко. И как бы жизнь ее практически закончена… Это ощущение тоже нередко отчуждает родителей от детей именно в процессе начала учебы - то есть тогда, когда ребенку больше всего нужна родительская поддержка.

            Обучить счету, чтению и письму можно в любом возрасте, что наглядно показывают методики раннего развития. Однако в первом классе разница между детьми «готовыми» к школе и детьми, с которыми особенно не занимались подготовкой, сохраняется лишь 2–3 месяца, и уже к концу второй четверти эта разница исчезает. Зачастую дети, которые к школе «не готовы», в дальнейшем, как правило, учатся лучше.

            Так происходит потому, что школьная готовность включает в себя много компонентов. Это не только запас определенных знаний, умений и навыков. Это, прежде всего, способность контролировать свое поведение, умение концентрировать внимание в течение длительного времени, ставить задачу и планировать ее выполнение. Ребенок должен научиться думать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, уметь закончить начатое дело, даже если первоначальный интерес к нему утрачен.

            Ребенок должен мечтать стать первоклассником. А наши дети часто не хотят идти в школу или изъявляют такое желание только потому, что в школе не надо спать днем. А это значит, что современные дошкольники не хотят становиться взрослее, не хотят учиться и получать знания.

            Почему так происходит? Потому что мы, взрослые, имеем свое представление о том, что лучше для малыша, и забываем, что шестилетний ребенок – это не маленький взрослый. У него свой мир, свои представления об окружающей действительности и свои законы развития. Но большинство знаний, которые получают малыши, остаются невостребованными. Дети запоминают, но не умеют пользоваться тем, чему их научили, потому что потребности и интересы становятся одной стороной жизни, а занятия – другой, существующей отдельно.              Но это вовсе не значит, что надо прекратить заниматься с ребенком. Это говорит о том, что надо учитывать законы, по которым он развивается, не обучать, а развивать в согласии с собственными детскими мотивами и вопросами. А они связаны не с какими-то абстрактными знаниями, а с его повседневной жизнью.

Литература:

  1. http://www.7ya/ru/
  2. http://adalin.ru/
  3. http://childen.claw.ru/

 

свернуть

Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»

Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду»

В детский сад – без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации?

Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Что такое адаптация?

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

- происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т. д.);

- ухудшается сон и аппетит;

- ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;

- частые капризы, истерики по любому поводу.

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации.

Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.

Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.

Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.

Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.

Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень.

Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.

Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.

Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.

Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.

Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень.

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.

Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.

Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.

Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.

Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания.

Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию.

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

  1. Возраст ребёнка.

Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

  1. Состояние здоровья.

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

  1. Уровень развития умений и навыков.

К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

  1. Уровень социализации.

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Правила успешной адаптации.

Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.

Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.

Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.

Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.

Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.

Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.

Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.

Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

 

свернуть

Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи

Логопедические домашние задания

по формированию лексико-грамматического строя речи

и развитию связной речи

 

    Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию цикл домашних заданий, которые помогут в развитии речи вашего ребенка. Задания носят тематический характер, материал построен от простого к сложному. Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить связную речь, внимание, память, мелкую моторику.

 

Лексическая тема «Транспорт»

Для воспитанников средней группы

  • Вместе с ребенком понаблюдайте на улице за движением транспорта.
  • Познакомьте его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный.
  • Побеседуйте с ребенком о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
  • Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении можно задать ему следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы?», «Какие машины перевозят людей?», «На какой свет светофора можно переходить улицу?»
  • Упражнение «Посчитай транспорт» на согласование числительных с существительными: один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов; один поезд, два поезда и т.д.
  • Упражнение «Один – много» на образование единственного и множественного числа существительных: один автомобиль – много автомобилей, один поезд – много поездов и т.д.
  • Упражнение «Подбери признак»

Машина (какая?) - ...  Автобус (какой?) - ...Самолет (какой?) - ... и т.д.

  • Упражнение «Подбери действие к предмету»

Поезд ( что делает?) - ... Самолет (что делает?) - ... и т. д.

  • Упражнение "Кто чем управляет?".

Самолетом управляет летчик, пилот. Машиной - ... Поездом - …

  • Упражнение на развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение (любое по выбору).

ШОФЕР (А. Барто) На нитке машину гулять поведу. На нитке домой я ее приведу. Почищу ей кузов, кабину, мотор - Машину беречь должен каждый шофер. САМОЛЕТ (А. Барто) Самолет построим сами. Понесемся над лесами, Понесемся над лесами. А потом вернемся к маме.

  • Упражнение «Четвертый лишний» на развитие логического мышления, умения классифицировать (с использованием картинок) - пароход, лодка, самолет, парусник;

- автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

  • Развитие мелкой моторики. Выполняется упражнения для пальчиков.

Есть игрушки у меня - (попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками) Паровоз и два коня, Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Cамосвал, подъемный кран - Настоящий великан. (загибать пальчики на обеих руках)

 

Для воспитанников  старшей группы 

  • Понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта.
  • Закрепить название видов транспорта.
  • Спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному.
  • Спросить, на какие 2 группы можно разделить наземный транспорт (легковой, грузовой), почему так называются.
  • Вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта.
  • Провести беседу о правилах дорожного движения.
  • Рассказать ребенку о профессии регулировщика.
  • Упражнение «Посчитай транспорт» на согласование количественных и порядковых числительных с существительными: один самолет, два самолета, пять самалетов; один корабль, два корабля, пять кораблей и т.д.
  • Упражнение «Подбери признак» Машина (какая?) - ... Поезд (какой?) - ... и т.д.
  • Упражнение «Подбери действие» Самолет (что делает?) - ... Метро (что делает?) - ...
  • Упражнение «Почему так называется?» на образование сложных слов: Самолет - сам летает. Вездеход - ... Паровоз - ... Пароход - ... Самосвал - ... Самокат - ...
  • Упражнение «Назови одним словом» на образование сложных слов. Если у мотоцикла два колеса, он (какой?) - двухколесный. Если у велосипеда три колеса, то он (какой?) - ... Если у машины 4 колеса, она (какая?) - ...
  • Упражнение «Подбери предмет к признаку» Старый - ... Новый - ... Маленький - ... Мощный - ... Грузовой - ... Трехколесный - ... Быстроходный - ...
  • Упражнение «Из чего - какой?» на образование относительных прилагательных. Дверь из металла (какая?) - мелаллическая дверь. Руль из пластмассы (какой?) - ... Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ... Колесо из резины (какое?) - ...
  • Упражнение «Скажи иначе» на подбор синонимов: ехать – мчаться, тащиться и т.д.
  • Упражнение «Скажи наоборот» (учимся подбирать антонимы): Поезд длинный, а автобус - короткий. Самолет быстрый, а пароход - ... Трамвай тяжелый, а велосипед - ... Взлет - посадка. Взлетать - ... Приезжать - ... Приплывать - …
  • Упражнение «Составь предложение из слов»: машина, мост, ехать, под.
  • Упражнение «Закончи предложение» на подбор подходящего по смыслу глагола с приставкой от глагола «ехать». Машина из гаража - выехала. Машина в ворота - ... Машина к дому - ... Машина от дома - ... Машина от дома - ... Машина с моста - ...
  • Упражнение «Четвертый лишний» на развитие логического мышления, умения классифицировать (без использования картинок). - самолет, лодка, пароход, корабль и т.д.
  • Упражнение на развитие памяти. Выучить стихотворение. Шуршат по дорогам Веселые шины, Спешат по дорогам Машины, машины... А в кузове важные Срочные грузы - Цемент и железо, Изюм и арбузы. Работа шоферов Трудна и сложна, Но как она людям Повсюду нужна!
  • Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса. Предложить ребенку выложить из палочек лодку, самолет, машину. Изготовить вместе с ребенком из спичечных коробков машины, поезд. Для занятий дома можно использовать альбом Н. Э. Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».
  • https://vk.com/doc164938858_118053128?hash=pkGCrUzZxHd7tQtc8Ijgiukirpr9CLZCUQ0LZ68gXn8
свернуть