Летний оздоровительный период

Летнее оздоровление

Лето — это пора года, которую ждут с нетерпением дети. Лето – это море незабываемых впечатлений, новых знакомств, невероятных приключений и, конечно же, активного отдыха. Летнюю работу с детьми в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. 

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

Цель:создание  благоприятных условий и максимальное использование летнего  времени  для укрепления здоровья детей  и закаливания детского организма.

        В ходе  летнего оздоровления решаются задачи:

  1.        Обеспечение оптимальных условий для пребывания детей на свежем воздухе, их активной двигательной деятельности
  2.        Активизация работы по художественно-эстетическому воспитанию, развитию музыкальных способностей в процессе культурно-досуговой деятельности
  3.         Обеспечение условий для закрепления и совершенствования культурно-гигиенических навыков детей, воспитание этического отношения к природе, трудолюбия
  4.        Формирование эмоционального восприятия дошкольников посредством создания условий  экологического воспитания и в процессе наблюдений за природными явлениями, объектами живой и неживой природы
  5.        Создание предметно-развивающей, оздоровительной, предметной среды в дошкольном учреждении, на участке и за его пределами – особое внимание уделить (обеспечению безопасных условий пребывания детей в дошкольном учреждении.

Подготовка к летней оздоровительной работе

Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны учреждений дошкольного образования.

Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:

  • наличие и исправность игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
  • наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
  • функционирование поливочной системы;
  • обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);
  • засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

 

С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в посещениях учреждений дошкольного образования в летний период. На основании рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период» от 27.04.2007 № И-10-16/75 родители предоставляют информацию педагогам об оздоровлении детей в летний период за пределами дошкольного учреждения или в условиях дошкольного учреждения

При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие.

Подготовительная работа включает в себя следующие мероприятия:

  1. Изучение предполагаемой  наполняемости  групп детьми в летние месяцы

2. Объединение малокомплектных групп или создание разновозрастных, одновозрастных групп

  1. Изучение и методических  рекомендаций для педагогических работников:
  • по профилактике острых кишечных инфекций (в журнал инструктажей не вносятся);
  • по предупреждению отравления детей ягодами и грибами (в журнал инструктажей не вносятся);
  • по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (в журнал инструктажей не вносятся).

4. Консультации для воспитателей

  1. Консультации для работников пищеблока
  2. Мероприятия по благоустройству  территории
  3. Приобретение выносного материала, игрового и спортивного оборудования для игровой и двигательной деятельности детей.
  4. Составляется расписание специально-организованной деятельности по образовательным областям «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература»;
  5. В уголке для родителей вывешивается распорядок дня на летний период, расписание специально-организованной деятельности, материалы консультаций для родителей;

Создание безопасных условий

жизнедеятельности детей

За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса заведующий учреждением дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

На территории учреждения дошкольного образования не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

Групповые площадки:

  • должны иметь инсолируемую и затененную части;
  • оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;
  • для воспитанников в возрасте до 3 лет необходимо иметь травяное покрытие. На групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриваться и покрытие утрамбованным грунтом;
  • обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования;
  • на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (следует систематически засыпать);
  • надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;
  • установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;
  • игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.

Организация летнего оздоровления

(организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания)

Для укрепления здоровья детей важно поддержать у них в течение всего летнего периода бодрый жизненный тонус, стремление и интерес к деятельности, уверенность в своих силах и возможностях, чувство удовольствия от жизни.  Бодрыми и активными бывают дети, если жизнь их налажена, если созданы условия для разнообразной деятельности и воспитательная работа с ними содержательна. День должен быть наполнен интересными занятиями и играми. Всякое бездействие дезорганизует детей, порождает тоску, скуку, апатию.

Предусматривается максимальное пребывание детей на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями в плане образовательного процесса с воспитанниками). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака.

Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами.

В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.

В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
  • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
  • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
  • самостоятельную двигательную деятельность;
  • закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

  • комплекс общеразвивающих упражнений;
  • обыгрывание сюжета;
  • 3-4 подвижные игры;
  • физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
  • оздоровительный бег на участке;
  • элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

  • включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
  • обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
  • предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
  • индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

Во время организации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за:

  • качеством поставляемых продуктов питания;
  • приготовлением блюд  (присутствие при закладке основных продуктов, выдача пищи с пищеблока);
  • соблюдением питьевого режима детей;
  • организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;
  • соблюдением питьевого режима, обеспечением водой детей на прогулке с соблюдением гигиенических норм;
  • обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в группах;
  • организацией сна детей;
  • проведением всех форм работы с детьми (кроме сна  и питания) на свежем воздухе;
  • обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой

Прогулок-походов с детьми летом

          Летние месяцы очень благоприятны для  организации пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм). Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных  формах спортивно-оздоровительной работы, которая проводится с детьми.

Цель прогулок – оздоровление  ребенка и обогащение  новыми  впечатлениями (наблюдения за природой, за работой взрослых в различные периоды лета). Прогулки по маршруту и экскурсии проводятся один - два раза (в старших группах – до трёх) в неделю. Весь поход по времени равен продолжительности прогулки  (согласно  режиму). Продолжительность экскурсий  или поход-прогулка для детей  старшего дошкольного возраста не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути старших детей составляет не более 1,5 – 2км в один конец, для детей среднего возраста не далее чем 1,5км.

Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-х-5-ти лет 10-15 мин.) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).

         Для привала подбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду – защищенное от ветра.

         По улице, через дорогу дети идут парами, в парке, сквере, на поляне, лугу – группами по 4-5 человек (это не утомляет детей, дает возможность им наблюдать окружающие объекты), в лесу – цепочкой друг за другом   (в целях безопасности). С детьми идет 1 взрослый на 10 детей.

         На конечном пункте дается привал на 20-30 минут. Во время отдыха проводятся наблюдения: дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.

           Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), затем детям раздаются  физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.) для активной деятельности. Можно во время прогулки провести очередные физкультурные занятия.

         Организационная деятельность детей включает также посильный систематический труд дошкольников на воздухе.

Cоветы по подготовке и проведению прогулок по маршруту

  • Прогулка–поход проводится только после тщательного изучения маршрута.
  • Тщательно продумывается содержание маршрута, похода.
  • Взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение.
  • Продумывается одежда детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
  • О времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее.
  • Желательно знать прогноз погоды.
  • Накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
  • Взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности (с целью их образования и в целях безопасности). Должны знать содержание аптечки и правила пользования  ею.
  • Взрослые  должны  хорошо знать  и учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной).
  • План и маршрут согласовывают с медработниками, заведующей, заместителем заведующего.
  • Взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.

 Содержание прогулки составляют:

  • дидактические игры,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • экспериментальная и практическая работа.

       Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности.

       Детей можно учить ориентированию на местности. Карты–схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждает подпись  заведующего на карте. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы (словесно, с помощью условных обозначений). Отмечается протяженность маршрута (и между привалами) и его продолжительность.

         План и маршрут согласовываются со старшей медсестрой, заведующим, заместителем заведующего по основной деятельности.

свернуть
поделиться в:
Карта