Консультация для родителей «Разновозрастная группа»

В некоторых детских садах встречаются разновозрастные группы. 
Чаще всего родители малышей с большим удовольствием отдают детей в
такие группы. Они рассчитывают, что ребенок в кругу более старших детей
будет интенсивнее развиваться, быстрее усвоит бытовые навыки, глядя на
других детей. А вот родители старших детей, напротив, беспокоятся о том, что
их дети начнут регрессировать (откатываться назад в развитии) в обществе
малышей и нередко избегают разновозрастных групп. Так ли это?
Опыт показывает, что для старших детей взаимодействие с малышами
полезно для развития бытовых навыков, интеллектуальных и речевых функций,
а также таких качеств как отзывчивость, терпимость, эмпатия.
Если старшие дети помогают младшим выполнять какие-то задания, будь
то математика, чтение или что-то еще, то наибольшую пользу получает именно
«учитель», а не ученик. Ребенок, объясняющий младшему, что такое
«треугольник» или чем отличаются домашние животные от диких, сам начинает
лучше разбираться в свойствах геометрических фигур и в различиях между
животными. Нередко умеющие читать дети с удовольствием читают малышам
книги. Они не только отрабатывая навык чтения, но и учатся доставлять радость
другим.
В разновозрастной группе развивается эмоциональная сфера ребенка.
Когда ребенок наблюдает за поведением детей более младшего возраста (видит,
что малышам нужна помощь в одевании и т.д.), то он учится заботиться о
другом человеке, оказывать ему необходимую помощь и поддержку. Особенно
важно, что дети учатся самостоятельно, без участия взрослого, замечать, что
другому ребенку (малышу) нужна помощь и оказывают ее. Отдельно стоит
поговорить о развитии рефлексии детей. Рефлексия – это обращение сознания
человека на свое или чужое мышление или поведение. Рефлексия недоступна
человеку от рождения. Человек учится понимать, что думает или чувствует
другой через взаимодействие с другими людьми. Ребенок, общаясь с детьми
разного возраста, обращает внимание не только на свой внутренний мир, но и на
многообразие проявлений других людей. Наблюдение за малышами расширяет
границы опыта ребенка и помогает развитию рефлексии.
Общение с малышами способствует формированию положительной
самооценки детей. В группе детей одного возраста разница между умениями и
навыками детей не так велика, как в разновозрастных. Наблюдая за детьми
младшего возраста, ребенок (иногда самостоятельно, иногда с помощью
педагога) осознает свои достижения. А именно, что раньше он многого не умел
и не знал, а теперь умеет и знает. Такое сравнение ребенка с самим собой в
более раннем возрасте полезно для формирования положительной самооценки.
И, наконец, разновозрастные группы в большей степени отражают
реальный мир в его разнообразии. В обычной жизни мы одновременно
взаимодействуем с людьми разного возраста, пола, этнической принадлежности
и т.д. Поэтому крайне полезно для детей и в детском саду, в котором они
проводят большую часть будних дней, взаимодействовать с детьми разного
возраста.